Как правильно вести наблюдения
Каждый человек считает, что он достаточно
наблюдателен. Однако при внимательном наблюдении удается заметить
гораздо больше того, что с первого взгляда бросается в глаза. Но это
требует внимания, умения схватывать детали, сообразительности, а
зачастую просто терпения. И кроме всего прочего, в этом деле нужны
определенные навыки. Проверьте свою наблюдательность!
Посмотрите, насколько полным окажется описание, которе вы сможете
составить, наблюдая какое-нибудь хорошо известное явление, например
горение свечи.
Подойдите
к делу "по-научному" и начните с проведения эксперимента -
лабораторного опыта. Это значит, что вы должны выполнять наблюдение за
горящей свечой в лаборатории, т.е. в таком месте, где могут быть
созданы контролируемые условия проведения опыта. Правда, пока еще не ясно, какие именно
условия его проведения должны быть сделаны контролируемыми. Здесь могут
возникнуть всякие неожиданности. Иногда трудно установить, какие
условия важны для его проведения, но до тех пор, пока существенные условия опыта не станут контролируемыми, от него мало проку.
Укажем
в качестве примера несколько условий, которые могут быть существенными
при проведении некоторых опытов, но не имеют значения в данном случае:
Опыт выполняется на третьем этаже;
Опыт проводится в дневное время;
Опыт проводится при освещении/ в темноте;
Теперь приведем примеры некоторых условий, которые могутиметь значение при проведении данного опыта:
Лабораторный стол находится вблизи от двери;
Опыт проводится у открытого окна;
Проводя опыт, вы стоите слишком близко к свече, так что на нее попадает ваше дыхание;
Какое значение имеют эти условия для проведения опыта? Есть ли у них
что-нибудь общее между собой? На это можно ответить так: три последние
условия связаны с тем, что свеча не может гореть на сквозняке. Однако
существенные условия опыта не всегда так легко выявить, как в данном
случае. Хороший экспериментатор уделяет много внимания установлению
важных условий и поддержанию этих условий во время его проведения.
Каждый человек считает, что он достаточно
наблюдателен. Однако при внимательном наблюдении удается заметить
гораздо больше того, что с первого взгляда бросается в глаза. Но это
требует внимания, умения схватывать детали, сообразительности, а
зачастую просто терпения. И кроме всего прочего, в этом деле нужны
определенные навыки. Проверьте свою наблюдательность!
Посмотрите, насколько полным окажется описание, которе вы сможете
составить, наблюдая какое-нибудь хорошо известное явление, например
горение свечи.
Подойдите
к делу "по-научному" и начните с проведения эксперимента -
лабораторного опыта. Это значит, что вы должны выполнять наблюдение за
горящей свечой в лаборатории, т.е. в таком месте, где могут быть
созданы контролируемые условия проведения опыта. Правда, пока еще не ясно, какие именно
условия его проведения должны быть сделаны контролируемыми. Здесь могут
возникнуть всякие неожиданности. Иногда трудно установить, какие
условия важны для его проведения, но до тех пор, пока существенные условия опыта не станут контролируемыми, от него мало проку.
Укажем
в качестве примера несколько условий, которые могут быть существенными
при проведении некоторых опытов, но не имеют значения в данном случае:
Опыт выполняется на третьем этаже;
Опыт проводится в дневное время;
Опыт проводится при освещении/ в темноте;
Теперь приведем примеры некоторых условий, которые могутиметь значение при проведении данного опыта:
Лабораторный стол находится вблизи от двери;
Опыт проводится у открытого окна;
Проводя опыт, вы стоите слишком близко к свече, так что на нее попадает ваше дыхание;
Какое значение имеют эти условия для проведения опыта? Есть ли у них
что-нибудь общее между собой? На это можно ответить так: три последние
условия связаны с тем, что свеча не может гореть на сквозняке. Однако
существенные условия опыта не всегда так легко выявить, как в данном
случае. Хороший экспериментатор уделяет много внимания установлению
важных условий и поддержанию этих условий во время его проведения.